Техника гильоше

Техника гильоше

Техника гильоше

Профессия гравера хоть и не является основной в часовом деле, но именно благодаря этим мастерам часы перестают напоминать неживые машины из металла. Искусство гравировки, бесспорно, следует относить к самостоятельной области высокого ремесла. И, конечно, оно славится своей историей. В современном мире на вопрос, «который час» может ответить практически все: и телефон с компьютером, и микроволновая печь. Но, безусловно, куда приятней узнавать время, смотря на изысканный циферблат часов известной марки. Почему же он так притягивает взгляд? Ответ прост. Это не просто устройство, что показывает время, а произведение искусства, над созданием которого работали часовщики, граверы и ювелиры. А уникальными и ценными они становится именно благодаря ручной работе. Не зря говорят: «Время – деньги». Часы от таких прославленных марок как Breguet или Van der Bauwede и Franck Muller, являются весьма дорогим удовольствием. Во-первых, потому, что на их изготовление используются дорогие и редкие материалы. А также, потому что они имеют стиль, благодаря которому легко узнаются. Про него говорит все: и своеобразная форма корпуса и драгоценные камни, что его украшают и тонкая  гравировка, механизм и характерные стрелки. Человек с развитым художественным вкусом обязательно заметит часы, оформленных известной техникой гильоше (франц. guilloche). Циферблат мерцает в приглушенном свете и становится похожим на таинственное свечение Луны. Эффект этот создается благодаря узору из тонких линий, что наносится на платиновый, золотой и посеребренный диск циферблата.

Прямые штрихи, концентрические окружности и изогнутые линии делают изображение живым и ритмичным. Если изменить угол зрения и источник света, можно увидеть, как их пересечение и сочетание «оживляют» изображение, а на гильошированной поверхности линии перетекают одна в другую. К сожалению, понять красоту такого циферблата можно только, если своими глазами увидеть красоту переливов его света и тени. Фотография этого передать не может. Забавно, что сначала  технику  гильоше использовал Абрахам-Луи Бреге, для того, чтобы уберечь циферблат от царапин, которые непременно появились бы. И уже два столетия ее применяют на всех часах марки Breguet. Используется она также часовщиками таких фирм, как Kelek, Longines, Jaeger-LeCoultre, Cartier, Chronoswiss и др. Интересным является и другой факт. Гильоши (оттиски специальных штампов, выполненные в технике гильоше) издавна использовались для нанесения на денежные купюры с целью их защиты. Подделать этот узор являлось невозможным, а любая оплошность мастера заставляла его начать роботу заново. Чтобы лучше это понять, следует рассмотреть технические нюансы. Основная цель техники гильоше – гравировка на деталях механизма, циферблате и корпусе часов геометрического рисунка, который представляет собой сочетание изогнутых и прямых линий. Выполняется это на режущих станках двух типов. Поверхность заготовки циферблата или другой детали обычно украшается узорами в виде линий и волн.

Расчерчивают циферблат последовательно – штрих за штрихом, линия за линией. Качество работы считается высоким, если в глаза не бросается каждая  отдельная черточка. Ведь главное, чтобы было  видно рисунок с его игрой светлого и темного. Как основу для гильоше используют серебро и золото, разные сплавы и даже перламутр. Толщина металла для золота - 0,3-0,4 мм, для серебра – чуть больше. Чтобы соответствовать этой тонкости, материал должен быть твердым. Традиционными становится некоторые рисунки и гильоше, такие как "круговые полоски" (Cotes Circulares) и "женевские полоски" (Cotes de Geneve). Уникальное guilloche soleil ou grene – гильоше «солнце и зерно» делает знаменитыми часы Франка Мюллера. При отделке известных Reverso от Jaeger-LeCoultre узоры в стиле grenadier-type circular guilloche соединяются с гравировкой. Это могут быть и гербы, и монограммы, девизы. Иногда на них наносят цветной лак или драгоценные камни.

Техника гильоше также часто используется на циферблатах известных Cartier. Немецкая Glashutte дает свое имя фирменным полоскам, которые использует  марка A.Lange & Sohne. Но наибольшего эффекта достигают те производители, гильоширование у которых останавливается не только на корпусах и циферблатах, но и на деталях механизмов: роторах, платинах, мостах, элементах турбийонов. И это заслуживает наивысших похвал. Примером таких идеальных часов могут служить Opus Two Tourbillon. Серия, состоящая всего из 11 сложных часов с турбийоном, была разработана компанией Harry Winston и женевским часовщиком Антуаном Прецьюзо. В стиле rayonne - "солнечные лучи" украшены мосты, а сложный механизм, украшен традиционными «женевскими полосками». Какие еще шедевры создадут современные часовщики, чтобы не дать умереть искусству гильоше? 

Интернет магазин часов © 2018